Навигация
|
Определение магииМагия поддерживает производство в народных промыслах. Она способствует и благоприятствует некоторым искусствам. Другие же искусства, такие как алхимия и медицина полностью подчинены магии. В течение многих веков присутствие в них технического элемента сводилось к минимуму в результате чего преобладала магия. Еще до недавних пор магическая аура окутывала лечебный процесс, медицинская практика сопровождалась всеми атрибутами обрядовой магии. Хирургические вмешательства, гомеопатия, лечебные диеты воспринимались как магические. Ритуалы и ремесла по своей эффективности почти не различимы. Отождествление этих двух понятий возможно благодаря тому, что следы обрядов обнаруживаются в ремеслах и искусствах. Некоторые действия ремесленников отвечают строгим канонам мастерства, что мы наблюдаем и в магии. Но магия и ремесло дифференцированы в силу наличия еле уловимой разницы в способах совершения действия. Если говорить о способах материального производства, характерного для ремесленников, то его окончательный результат постигается сознанием как механически завершенный. О нем можно сказать, что он является плодом синтезированных действий человека, машин и природных явлений. Здесь мы усматриваем следственно-причинную связь, то есть средства производства и окончательный продукт гомогенны. К примеру, если мы решаем приготовить пищу, то мы ее готовим при помощи огня. Если мы кидаем камень, то он летит. Опыт в данном случае играет огромную роль, ибо только опытом проверяется традиция и только опыт постоянно испытывает на прочность ценность технического познания. Развитие ремесел неразрывно связано с перманентным восприятием вышеуказанной причино-следственной гомогенной связи. Тогда когда процесс технического действия становится также магическим, магическая составляющая перестает соответствовать гомогенности причино-следственных отношений. К примеру, в лечебной практике астрологические и ритуальные аспекты, будь то заклинание, словесные ограничения, они являются магическими. Именно в лечебной практике оккультные силы ищут свое прибежище, в котором безраздельно господствует мир идей. Там ритуальные действия и технический процесс ведут к совершенно иному результату, ни в коей мере несравнимому с механической эффективностью. Поэтому механический эффект, приведший к жесту, не всегда следует отождествлять с магическим действием. Истинный ритуал по своей значимости в большинстве случаев превосходит произвольный эффект жеста и являет собой события иного порядка. Например, кудесник, для вызова дождя, жезлом замешивает воду в роднике. Вот в чем заключается иная природа ритуала, называемого традиционным действием. Маги смогли до сих пор определить только обряд в целом, но не сам магический обряд. Вот в этом и наблюдается главное отличие религиозного обряда от магического. Некоторые критерии были в свое время предложены Фрезером. Первый из предложенных им критерий состоит в том, что симпатический обряд и магический обряд тождественны по своей природе. Но этого поверхностного признака не вполне достаточно, не только по причине существования несимпатических магических обрядов, но и по причине подчинения симпатическим законам не только магии, но и религии. Иудейский священник, льющий воду на алтарь, совершает не что иное как симпатический обряд, нацеленный на вызов дождя. В этом случае символы явны и не вызывают никаких сомнений в том что перед нами магический обряд. Но следует учитывать что вышеозначенный обряд является сугубо религиозным, ибо религиозный отпечаток на происходящее накладывает и место проведения ритуала, и лицо его проводящее, и торжественная обстановка характеризующая тип восприятия. Из всего этого следует, что к симпатическому типу обрядов относятся, в равной степени как магические, так и религиозные. |
Интересно |